Надо ли читать детям сказки ?






С октября 2012 г. в Воскресной школе по благословению настоятеля храма протоиерея Георгия проводятся уроки литературы. Результатами уроков стали сказки, которые сочинили сами дети и родители.

Предлагаем их Вашему вниманию.

Необходимость введения этих уроков заключалась в том, что дети стало мало читать. Строить уроки литературы как дополнение к школьной программе было бессмысленно. Поэтому мы остановились на сказках и художественных произведениях (ХП), отражающих сюжеты из Библии. Библейские образы и сюжеты пронизывают русскую литературу. Некоторые литературные произведения полностью посвящены тем или иным событиям, описанным в Библии и Евангелиях, отражая попытку автора через собственное поэтическое слово и внутреннее мироощущение по-своему прочитать и осмыслить образы и притчи, описанные в священных текстах христианской религии.

Цель уроков литературы: воспитывать способность понимать и принимать духовно-нравственные ценности через раскрытие детям и родителям неизвестного пласта культуры - ХП на библейские темы известных писателей: Чехова, Никифорова-Волгина, Бунина, Ф.Н. Глинки, великого князя К. К. Романова, Бродского, Пушкина, Лермонтова, Я. Полонского, Майкова, Мея Л.А.

Кроме изучения ХП мы решили научиться сочинять свои сказки и писать отзывы на любое ХП (стихотворение, фильм, книгу). И начали мы занятия с любимыми всеми жанра - жанра сказок.

Родители спрашивали: "Надо ли читать детям сказки?". Обязательно! Ведь сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку, в детях развивается чувство прекрасного.

В наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Во многом этому способствуют современные издатели книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный смысл сказки, превращающих сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Если русские народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению, то современные мультфильмы навязывают определенные образы, которые лишают детей глубокого и творческого восприятия сказки.

Грустно, что в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки-сказительницы незаменимы в детстве, они являются соединяющим звеном поколений и традиций. Именно они, столкнувшись в жизни со многими трудностями и испытаниями, глубже понимают смысл сказок и, рассказывая их внукам, передают им и частицу своего жизненного опыта. Через сказку старшее поколение учит детство строить жизнь по законам добра и красоты. Поэтому на наших уроках мы постарались вернуть в детскую жизнь "бабушкины сказки" и вовлечь в творческий процесс всю семью.

Сказки позволяют вернуть и вписать в естественную канву жизни ребенка и семьи христианские принципы православия. Темы веры, добра, милосердия и послушания составляют духовно-нравственное содержание сказок. Многие сказки давно использовались в православном воспитании для освоения ценностей христианского гуманизма, для понимания христианской веры, принятия Бога как определяющего начала жизни. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны.

Кратко перечислю задачи уроков по сказкам:

Обучающая задача: Помочь усвоить детям духовно-нравственные категории: добро - зло, послушание - непослушание, согласие - вражда, трудолюбие - лень, бескорыстие - жадность, простота - хитрость; и правила доброй, совестливой жизни.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

2. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.

3. Воспитывать навыки внимательного, заботливого поведения, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать родных результатами своего труда.

4. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

Развивающие задачи:

1. Развивать устную и письменную речь детей, обогащать словарь

2. Развивать способность детей делать нравственный выбор: отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни.

3. Развивать навыки творческой деятельности (сочинить свою сказку или отзыв).

Желательно, чтобы родители понимали: знания не должны опережать нравственного развития ребенка. Родители очень рано начинают обучать своего ребенка, принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он не готов ни физически, ни морально. Для ребенка (особенно дошкольного возраста) важнее всего развитие внутренней жизни, питание его эмоциональной сферы, чувств.

Сказки оказывают сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений, создают реальные условия для формирования социальной адаптации.

Сказка - это одно из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей заключается в том, что в процессе различения понятий о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций, осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.

В основу проведения уроков по сказкам была положена программа Гладких Л.П. (к.п.н., ст. науч. сотр. РАО) "Воспитание сказкой", которая строится на деятельностном принципе развития детей.





 
Дед и баба. (Оля Глинникова)

Жили-были дед и баба. По всякому пустяку дед затевал ссоры. Однажды дед подрался с бабой. И съел много мяса в пост. От этого он стал людоедом. А баба была доброй бабушкой и его расколдовала: погладила по головке, прочитала молитву, и дед стал добрым.



 
Сказка про главное в жизни. (Глинникова Л.А.)

Жили-были дед и баба. По всякому пустяку дед затевал ссоры. Однажды дед подрался с бабой. И съел много мяса в пост. От этого он стал людоедом. А баба была доброй бабушкой и его расколдовала: погладила по головке, прочитала молитву, и дед стал добрым.



 
Чайник и стакан. (Пётр Глинников)

Жили-были Чайник и Стакан. Чайник все время хвастался, потому что в Чайник помещалось больше воды, а в Стакан - меньше. Стакан завидовал ему. Но потом, когда Стакан пришел в храм и спросил у батюшки, как ему быть, Батюшка ему сказал, что завидовать - нельзя. И добавил: "Помни, что хорошо смеется тот, кто смеется последним. А если кто смеется над беззащитным, тот долго на свете не проживет". И пошел Стакан домой. Приходит, а Чайника нет. И увидел Стакан, что на столе лежат осколки от Чайника. И понял Стакан - хвастаться никому нельзя.



 
Лиса и вороны. (Коля Костылёв)

Жили-были две вороны и одна лисица. У них было два дома. Вороны поселились в них, а лисице не досталось домика. И лисица стала упрашивать ворон. И они немного погодя помогли лисице сделать домик. И стали они жить дружно и счастливо, потому что дружба и любовь сильнее всего.



 
Делай то, что тебе полагается. (Суворов Никита)

Жил - был один человек. Он купил хороший холодильник, нарадоваться на него не мог. Но вот как - то уехал хозяин на работу. А холодильник сказал: "Стану я для хозяина еду греть". Услышала это СВЧ печка и сказала холодильнику: "Лучше делай то, что тебе полагается". Не послушался её холодильник и сказал: "Ты просто завидуешь мне, потому что хозяин перестанет тобою пользоваться". Пришёл хозяин, а еда вся в холодильнике испортилась. И давай холодильник ругать, но потом холодильник попросил прощенья и сказал, что больше не будет, и хозяин простил его. И с тех пор каждый занимается своим делом.



 
Заяц и черепаха. (Моисеева Александра)

Жили-были заяц и черепаха. Заяц не любил работать, а черепаха любила. Наступила осень. Черепаха стала готовить запасы на зиму, а заяц лежал под деревом и грыз кору. Наконец настала зима. У черепахи было полным-полно запасов. А заяц лежал под дубом и мёрз. И пошёл он к черепахе. Черепаха сказала: "Вымети мусор, взбей мою постель и промой аквариум". Но заяц не любил работать. И плохо подмёл, плохо взбил постель и плохо помыл аквариум. Черепаха сказала: "Ты получишь то, что заработал". И дала ему пустой орех. Тогда заяц понял, что надо трудиться. В эту зиму черепаха его пожалела и дала еды. А на следующую зиму он сам готовил запасы.



 
Волшебное слово. (Костылёва Е.А.)

Жили-были брат и сестра. Всегда помогали друг другу, играли вместе. Позавидовала им злая колдунья и стала посылать своих слуг, чтобы те мешали их дружбе и любви. То толкнёт брат, то обзовётся сестра. Плачет один - смеётся другой. Прошло какое-то время. Стали они плохо учиться, дома только у компьютеров своих сидели. Постепенно дом их зарос грязью, а потом совсем обледенел: стало им холодно, голодно, неуютно. Когда совсем стало есть нечего, отправились они в путь-дорогу потерянное счастье искать. Шли-шли и набрели на избушку. Жил в той избушке добрый старичок. Рассказали дети ему о своей беде. Покачал головой дедушка и сказал:"Знаю я слово волшебное - помогает оно тем, кто в беду попал. Дорожите этим словом! Ну что, хотите, чтобы счастье к вам вернулось?" "Хотим!"- закричали бедные дети."Ну, слушайте! Слово это- ПРОСТИ! Только говорить его надо от всей души и с любовью!" Попросили дети друг у друга прощения, потекли у них слёзки по грязным щекам, бросились они друг к другу, обнялись. Дед улыбнулся и говорит: "Посмотрите-ка в окно!" Выглянули дети, а там солнце сияет, все тучи разбежались. Колдунья от злобы своей лопнула. Дети поблагодарили старичка и благополучно вернулись домой. Отмыли, отскребли дом и стали в нём жить-поживать и добра наживать.



 
Семья зайцев. (Веденина Юлия)

Жили-были заяц, зайчиха и их сынок - маленький зайчонок. Жили они в чаще дремучего леса и питались разными ягодами. Но с каждым годом ягод в лесу становилось все меньше и меньше. Однажды, пока заяц-папа искал ягоды, зайчиха с зайчонком решили переселиться ближе к людям, чтобы было удобнее таскать овощи с огорода. И вот они выскакивают из леса. Перед ними деревня. Зайчонок и зайчиха бесстрашно прыгают дальше и приближаются к одному из домов. В это время из магазина к дому шла женщина - хозяйка этого дома. Она очень удивилась, увидев, что к ее дому скачут два зайца. Но она впустила их в свой дом и дала им морковки и капусты. Зайчихе и зайчонку очень понравилось угощение, потому что летом они с папой-зайцем иногда ходили (простите, прыгали) в деревню и таскали с огородов морковку и капусту. Но овощи хозяйки оказались гораздо вкуснее тех, которые они таскали. Тем временем папа-заяц набрал ягод и вернулся домой. По следам он узнал, куда ушли зайчиха с зайчонком, и поскакал за ними. Когда они встретились, папа-заяц поругал маму и сына за самовольную выходку, поблагодарил хозяйку, вручил ей корзинку с ягодами. А добрая женщина дала им с собой много морковки, капусты и свеклы. Радостные и довольные, они поскакали домой искать место для нового жилища. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!



 
Белёк и его родители. (Веденина Юлия)

Жили-были белёк и его родители. У белька не было ни сестрички, ни братишки. У него были только родители. Белёк ел только рыбу и пил мамино молочко. Как-то раз у его мамы родился еще один белек. Это была девочка! И у белька появилась сестричка! Когда она немного подросла, белёк начал вместе с ней ловить рыбу. Он уже немного умел ловить рыбу, поэтому учил ее тоже это делать. Потом его сестричка уже сама ловко ловила рыбу. Белёк и его сестричка поймают немного рыбы и несут ее своим родителям. Так они и жили, долго и счастливо.



 



Учитель Лукьянчикова Л.Н.

   




Назад

На главную